Из-за хозяйственной деятельности человека на поверхности земли скапливаются загрязнения, которые с ливнем или талыми водами смываются в водоисточники и способны оказать экологический ущерб окружающей среде. Поэтому на таких территориях устанавливаются сооружения очистки поверхностных сточных вод.
Ливневые очистные сооружения (ЛОС) предназначены для приема и очистки стоков до норм сброса, определяемых конкретным объектом.
Очистные сооружения могут быть как проточного, так и накопительного типа. Накопительная схема предусматривает предварительную буферизацию дождевой воды в резервуаре-накопителе с последующей подачей на очистку. При создании проточной схемы сооружения очистки устанавливаются непосредственно на поток стока.
Проточные схемы в новом СП для применения рекомендуются только при обосновании. Действительно, опыт показывает, что при очистке по проточной схеме эффективность крайне низкая.
Это обосновывается тем, что при накоплении в резервуаре происходит естественное осаждение большей части крупной взвеси, и на дальнейшую очистку подается уже предварительно осветленный поток воды.
Это позволяет не только повысить эффективность работы сооружений, но и существенно продлить цикл работы фильтрующей загрузки.
На территориях торговых центров, транспортно-логистических узлов основная часть загрязнений представлена нефтепродуктами от автомобилей, а также мелким мусором (песком и пр.). Очистка такого стока осуществляется путем отстаивания с дальнейшим фильтрованием через слой специальной загрузки.
В ряде промышленных объектов, например на территориях аэропортов, поверхностный сток может содержать неспецифические примеси, определяемые видом деятельности такого объекта.
С территорий аэропортов зачастую сточная вода содержит остатки противообледенительной жидкости (ПОЖ), которой производится обработка воздушных судов в холодное время года.
Очистка такого стока крайне затруднительна. Сорбционные методы неэффективны из-за быстрого загрязнения загрузки. Опыт европейских коллег, который был заложен в основу ряда существующих станций, не дал эффективного результата. Возможно, это связано и с тем, что требования к очищенной воде в России более жесткие.
Для поверхностных вод аэропортов у компании «Индустрия воды» имеются наработки, которые уже подтверждены пилотными испытаниями.
Предлагаемые нами методы основаны на использовании озона для деструкции этиленгликоля и других сопутствующих загрязнений с последующим задержанием в слое специальных мембран.
Экономическая эффективность данного решения обусловлена минимизацией эксплуатационных расходов и сравнительно небольшими размерами оборудования.